Как известно, радиоприёмники, устанавливаемые в автомобилях японского производства, предназначенных для
внутреннего рынка страны постоянно восходящего солнца, настроены на прием в особом частотном диапазоне.
Так же многие антенны на автомобилях 90-х годов выпуска - активного типа (питание подаётся на саму антенну)
и расположены в заднем стекле вместе с его электрообогревателем.
ФМ-диапазон магнитол автомобилей Тойота, на которых мне приходилось ездить, достаточно узок и лежит в
отрезке от 76 до 90 МГц. Специфика нашего радиовещания такова, что в указанном диапазоне в Москве вещают
всего около 3 радиостанций (и даже телеканал 8о) ). Основная же масса каналов находится в диапазоне волн от
95 до 115 МГц. Для сдвига принимаемого диапазона в нужную сторону обычно применяют так называемые
ФМ-конвертеры. Выпуск этих конвертеров налажен и их можно приобрести во многих местах, особенно на
Азиатской территории нашей Родины. Мне лично приходилось иметь дело с конвертерами, выпускаемыми в
городе Новосибирске. Это проверенные приборы, работа которых сама по себе нареканий не вызывала. Однако
производитель в инструкции по установке указывает, что корректно изделие работает только в комплекте с
обычной антенной, при установке же его на автомобиль, оснащённый активной антенной, качество приёма
может оказаться неудовлетворительным. И тут производитель не лукавит! Действительно, при установке
конвертера в паре с активной антенной приём откровенно "хромает". Выражается это в посторонних шумах,
"уплыве" и смешивании принимаемых каналов. Особенно сильно это проявляется в крупных городах, где
множество радиостанций, вещающих на близких волнах, а также велико действие различных помех. К слову
сказать, приём с активной антенной в условиях Московского региона весьма плох как без конвертера, так и с ним
- проверено мной лично на 2-х почти одинаковых машинах (Висты 40 и 41 1994 года выпуска). Из опыта
эксплуатации Ниссан Цефиро 1997 г.в. с обычной выдвижной антенной и установленным конвертером, могу
отметить очень хорошее качество приёма как в Москве, так и в других регионах (Сибирь, Урал, Черноземье).
Из всего вышесказанного, могу сделать вывод, о том, что если хотите иметь хорошее качество приёма -
устанавливайте антенну обычного типа и конвертер, либо меняйте также и приёмник на изделие европейского
образца.
Ну, Вы еще не передумали ставить конвертер? ;о)
Ещё один довод против: те изделия из г Новосибирска, которые приходилось устанавливать мне просто-напросто
смещали диапазон на 20 МГц, то есть на дисплее высвечивалось число 80, а в действительности осуществляется
приём на частоте 100 МГц. Таким образом, новый диапазон составлял уже не 76-90, а 96-110 МГц. Так вот,
теперь о том, почему я отказался установить конвертер в свою 2-ю Висту: в Москве на частоте 89.1 вещает
неплохая джазовая радиостанция - практически единственная из всех, которую можно слушать, не оскорбляя мой
слух 8о). Другие радиостанции я не слушаю, поскольку не признаю те помои, кои, по большей части, и несут на
берег человеческого сознания их волны, за музыку. Ну тут уж - хозяин-барин:и дело вкуса, (или - его отсутствия).
Нетрудно догадаться, что при установке конвертера, слушать эту радиостанцию будет уже невозможно 8(. Вот
почему обхожусь ныне без сего изобретения творческой мысли Российских инженеров.
Ну что, решили всё-таки ставить конвертер несмотря на изложенное выше?
Что ж, давайте приступим :-)
Итак, описание процедуры установки будет произведено и иллюстрировано на примере реально имевшего место
случая, произошедшего в четверг 23 мая 2002 года на Андреевской Набережной города-героя Москвы, на
очередной встрече Тойотаводов из конференции сервера автору.
Итак, объектом в данном случае явились аж 2(!) автомобиля - Тойота Карина около 1993 г.в. (владелец Srezen) и
Тойота Церес около 1995 г.в. (так по-моему, владелец - не помню кто - голова у меня такой 8( - помню только
визуально ).
Привожу описание и иллюстрации для автомобиль Тойота-Карина (фото выполнены и любезно предоставлены
Ex-Major).
1) Используя не очень толстую, но не слишком узкую отвёртку и мягкую
тряпку (фланель, салфетка) аккуратно поддеваем декоративную пластиковую панель, закрывающую магнитолу.
(см. рис. 1).
Просто просовываем в щель и - рычагом аккуратно
выдвигаем наружу 8).
2) Снимаем панель. Она держится на зажимах-защёлках, снять её несложно, но нужно делать это аккуратно,
чтобы не сломать их. В данном случае наибольшее сопротивление оказали фиксаторы, расположенные в верхней
части - над коллекторами обдува салона. (см. рис. 2)
При снятии панели - не спешите! При необходимости - аккуратно отсоедините провода, идущие к кнопкам,
расположенным на панели (см. рис. 3).
Следует отметить, что
соединительные клеммы практически всегда имеют фиксаторы, поэтому для их разъединения не нужно
прикладывать силу, а всего лишь нажать на нужный язычок, высвобождающий соединение от запирания, и
потянуть - клемма отсоединится. 8) ( вот именно этим и заняты руки автора на фото 3, к сожалению особо ничего
и не видно, но посмотрите, с какой ответственностью он трудится !!! 8о) да, как ни говори, а опыт долгих лет
работы окушером-патологоанатомом в приёмном отделении крематория детского психо-неврологического
этапа-распределителя при спецуправлении делами по борьбе с троцкистско-зиновьевскими ячейками имени попа
Гапона, всё же не пропал даром! ;о) )
На рис. 4
показана снятая панель с отсоединёнными клеммами
(вверху чёрные разъемы кнопок управления). Тросик управления заслонками системы вентиляции отсоединять не
нужно, - его длина достаточна для отвода панели в сторону и осуществления дальнейших действия (снятия
магнитолы:..), просто нужно чуть отжать коллектор воздуховода и протянуть тросик в сторону между ним и
металлическим буртом несущей конструкции. Штатное место - в центре, где есть выемка под него - на фото -
левее места где на тросике стоит поролоноввый демпфер (уже частично отведён). Если будете тянуть просто так -
провёте демпфер или оторвёте трос. Кстати, если управление заслонками электрическое, то никакого троса Вы
не увидите 8о).
3) Снимаем магнитолу. Обычно она крепится на 4 винтах и для их откручивания требуется или отвёртка или
ключ-головка (торцовый) на 10. (На Висте 40 - ключ). В этой машине всё оказалось проще: Владивостокские
умельцы видимо заменили родную магнитолу, а та, что они "установили" не имела нормального крепёжного
кронштейна справа совсем - его заменила деревянная распорка, слева же какое-то подобие крепежа,
примотанного широким прозрачным скотчем имелось, однако - лишь для одного винта. Открутив его, мы легко
сняли магнитолу. Вот такие они, Владивостокские продавцы праворульных авто - не только одометры
скручивают но и магнитолы заменяют - разносторонне развитые личности 8о).
4) Отсоединяем штатный разъём антенны. На рис. 5
это - длинный
чёрный провод на переднем плане, входящий в корпус магнитолы, пересекая палец автора 8о). Вообще на этом
рисунке изображён момент творческого поиска: мы отсоединяли все что видели (зачем - не помню, может
искали чего? ;о) ).
5) Отсоединённый разъём вставляется в гнездо, расположенное на корпусе конвертера. Конвертер - это та самая
блестящая коробочка на рис. 6 :о). А аналогичный штекер, висящий на проводе, выходящем из конвертера,
вставляется в штатный антенный вход магнитолы (вот как раз этот момент и запечатлён на рис. 6
6) Подключаем питание к конвертеру. Для этого необходимо запитывающий провод, выходящий из нашей
блестящей коробочки подключить в стандартную 12-вольтовую линию автомобиля. Для этого необходимо найти
такой провод и врезаться в него. Поиск можно осуществлять прозвоном проводки, мы же, как люди весьма
далёкие от таких тонкостей поступили просто: прижимая проводок к контактам проводов в месте их выхода
(входа 8) ) из (в ;о) ) штатной (ую :о) ) клеммы (у 9-) ) определяли, когда конвертер работает, а когда нет.
Определение осуществлять довольно просто, особенно, если у Вас есть какая-то любимая и узнаваемая
радиостанция, да к тому же постоянно орущая своё название посреди любой песни 8о). В этом случае
выставляете её частоту с учётом поправки на 20 МГц: то есть если Вам нужно поймать частоту 104.7 -
выставляете 84.7, и опознаёте эту станцию, если все работает корректно - присоединяетесь к тому проводу,
который дал положительный результат. Если же узнаваемой станции нет - остановите проезжающую машину
(желательно с левым рулём 8о) - вот иногда и они на что-то годятся 8о) ), попросите его включить радио (сели
оно выключено) и выставьте такую же частоту как у него (помните про поправку!!!). Если принимаемые сигналы
идентичны - поблагодарите автовладельца и отпустите с миром, если нет - продолжайте поиски провода 8о).
Когда нужный контакт определён (в нашем случае им оказался крайний верхний красный (вроде) провод из левой
же белой клеммы магнитолы) - присоединитесь к нему. Это можно сделать двумя способами: либо срезать часть
изоляции на проводе и примотать питающий провод конвертера к нему с последующей тщательной обмоткой
изолентой, либо поступить более гуманно, протянув 3-4 жилки питающего провода через клемму-папу 9) и загнув
их вокруг штырька-контакта выбранного провода. Автор предпочитает 2-й способ, позволяющий не нарушать
изоляцию штатной проводки и одноврменно обеспечивающий надёжный контакт. Для этого нужно побольше
оголить присоединяемый провод, отделить 3-4 жилки (больше не пролезет) и продеть их через клемму у
выбранного штатного провода, после чего - загнуть назад в неё. На рис. 7
изображён как раз этот самый момент. При соединении клеммы эти
жилки хорошо прижимаются к контакту и надёжно фиксируютя-зажимаются в нём. В итоге выглядит очень
симпатично - как будто собрано на заводе 8о) - см рис. 8. и 9.
На рис. 9 изображена магнитола с подключенными проводами, конвертером и антенной - в сборе.
Но это ещё не всё! Присоединённый питающий провод необходимо надёжно прикрепить изолентой к жгуту
стандартной проводки во избежание его обрыва при монтаже магнитолы и в процессе эксплуатации. Как это
сделано - видно на рис. 10 - место присоединения выдаёт синяя отечественная изолента.
Но и это еще - не всё!!!!!
7) Для того, чтобы после установки конвертера в панели не появились посторонние звуки, вызываемые его
бряканием о детали кузова автомобиля, его необходимо обернуть мягким материалом. Автор, следуя принципу
"Используй то, что под рукой и не ищи себе другое" а также - ратуя за малоотходность производственного
комплекса 8о))))), использует для этого и тот полиэтиленовый пакет, в котором продаётся конвертер: пакет
разрезается вдоль и надевается на изделие. Но ведь упаковка должна быть мягкой! Для этого в данном случае
была использована обычная салфетка, в которую обернули конвертер перед упаковкой в полиэтилен. Конечно, с
точки зрения пожаробезопасности, лучше использовать негорючие материалы вроде стекловаты, но мы
поступили так как поступили, посмотрим, долго ли проработает салфетка :о). Поле упаковки в полиэтилен, для
предотвращения его разворачивания, изделие было обмотано скотчем. Результат сей операции Вы можете
лицезреть на рис.10.
8) Установите магнитолу на место.
Предварительно убедитесь в том, что все провода подключены, затем произведите установку в порядке, обратном
снятию. Убедитесь в работоспособности магнитолы и радиоприёмника
9) Присоедините отсоединённые провода к панели и аккуратно установите её на место. Операция проводится
только руками, очень нежно. Поскольку повышенные трудности возникали с отсоединением верхних защёлок, то
сборка начинается именно с них - аккуратно сажаем панель на место и фиксируем, потом - остальные
фиксаторы.
Вот и всё! 8о).
Что касается других подобных изделий, то работоспособность их автором не проверялась, но вот любопытное
сообщение:
http://toyota.mnc.ru/wwwboard/messages/717.html
Отправитель ntm on May 31, 19102 at 10:08:08:
"у меня стоит какой-то конвертор (вроде бы купленный на Митинском рынке). Когда машина стоит - уверенно
принимает 3 программы: радио Максимум, Лав-радио и ещё, в зависимости от района города какую-то джаз/блюз
станцию. В движении уверенно принимает радио максимум, но все равно переодически потрескивает. Читал
где-то на сайтах, что все конверторы для японок, которые продаются на Митинском и др. рынках - дешевая
подделка. Нормальный конвертор можно приобрести только в специализированном магазине. Но где они - я не
знаю.
Заезжал в, типа, салон по установке музыки в авто (тот, что сразу за Рижским рынком через мост), спросил про
конверторы у менеджера. Получил ответ, что данные конверторы позволяют принимать FM частоты только в
моно режиме. Странно, но у меня почему-то в стерео принимает.
Рекомендую обратиться в сервис на Таганке. Возможно там есть более продвинутая информация. Ссылка на них
здесь на сайте есть."
Про моно режим - да, мне тоже такое говорили.
К слову сказать, в тот же четверг был установлен конвертер на Тойота Церес. Конвертер сей был какой-то другой
- в чёрном пластиковом корпусе. Как выяснилось позже, качество его работы не удовлетворило хозяина - сильный
уплыв радиостанций.
Для улучшения качества приёма в данном случае (по опыту Павла- Pol из конференции Тойота) можно
установить антенный усилитель от европейского автомобиля. Этот усилитель (для антенн, расположенных в
заднем стекле), как правило находится в верхней части задней левой стойки кузова (Виста) или чуть ниже на ней
же - под спинкой сидения (Церес). Но данной процедурой автор никогда не занимался.
Поскольку на моём автомобиле Виста 41 сейчас конвертер не установлен, то могу сказать, что активная антенны
и вообще японская система плохо принимают даже в исходном варианте - так как они идут с завода. Так что
установка конвертера на активную антенну сильно дело не портит - виновата сама антенна, как и пишет
завод-изготовитель.
Наиболее эффективным же способом является установка пассивной выносной антенны и конвертера - тогда
качество приёма очень хорошее (пример - автомобиль Ниссан-Цефиро 1997 г.в. со штатной пассивной
выдвижной антенной и установленным ФМ-конвертером).
Спасибо за внимание, надеюсь этот материал окажется кому-то полезен. Матвей zakopyrinma@pochtamt.ru ( matvey1 на www.auto.ru )
Круглый стол по проблемам правого руля в передаче "ABS". Передача от 30 ноября 2002 года.
Участники:
Виктор Похмелкин, депутат ГД РФ,
Александр Куницин (Judas Priest),
Андрей Ипполитов (Prar),
Владимир Смирнов, журналист.
Авторские права на все материалы, размещенные на этом сайте принадлежат их авторам. Копирование этих материалов без согласия авторов преследуется по закону.